Касимов: что о нем известно, а что еще предстоит узнать?
Касимов — маленький городок в Рязанской области. В прошлом — столица ханства, в 262 километрах от Москвы. Там умер Александр Невский. Там же умерла последняя казанская царица. Не город — а средоточие загадок.
1152 год — на берегу Оки по велению князя Юрия Долгорукого была заложена первая крепость. Называлась она Городец Мещерский. Жили там племена мещера и мордва, жили и славяне.
Именно с названием Городец связана версия о том, что там умер Александр Невский. Он возвращался в 1263 году из Орды, заболел, принял постриг и умер. Уже отсюда тело князя перевезли в Суздаль, для погребения. Так это или нет — возможно, и выяснится когда-нибудь.
Городец сжигался во времена набегов, заново отстраивался. И вот в 1446 году Василий Темный пожаловал татарскому царевичу Касиму Низовой Городец. Почему такой подарок — продолжают спорить. А вот почему именно это место — понятно. Ведь это не только по дороге в Муром («по Муромской дороге»), это место — перевалочный пункт по дороге в Золотую Орду.
Касим с братом помогли царю в военных делах, и с тех пор совсем рядышком с Москвой возникло удельное татарское ханство — город Касимов. На Татарской горе в Касимове появились Ханский дворец и мечеть, затем уже и каменные мавзолеи. Но споров и спекуляций вокруг происхождения этого государственного образования хватает. Вопрос числится важным и споры еще долго не утихнут. Легенд и загадок, связанных с Касимовским ханством, действительно, множество.
Известно, что уже с 1452 года в Касимове жили и татары, и русские, все вместе. Одни спешили в храм, другие — в мечеть. Делились кулинарными рецептами, секретами ремесел, жизнь протекала мирно.
Здесь окончила свои дни знаменитая татарская царица Сююмбике (Сумбека, Сююн-Бике, в разных написаниях). А прозывали царицу за красоту «красносолнечной». С ней тоже связано немало легенд, в которых сейчас трудно разобраться. В Казани есть Башня Сююмбике, по одной из легенд, царица бросилась вниз, но, как написано в хрониках: «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель». Но легенда — жива, а Башня — наклоненная, почти как Пизанская, и даже еще выше. И историки спорят, к какому же периоду времени относится эта дозорная башня.
Тем не менее, и здесь таинственного много. Еще до взятия Казани Иваном Грозным жители предложили ему компромисс. Для этого нужно было, чтобы Сююмбике вышла замуж за касимовского хана Шах-Али. Но царица уже была замужем за младшим братом касимовского шаха Джан-Али, а его убили в ее спальне. Сююмбике тут же стала любимой супругой крымского хана Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника. А нового своего жениха — касимовского хана — пыталась отравить. Именно после этого ее и выдали московским воеводам.
Она жила в Кремле, при царском дворе, отец ее (ногайский мурза Юсуф) ничем не мог ей помочь. Все же Шах-Али взял ее в жены, увез в Касимов, но что-то не сложилось, и «не сходился он с нею спать…». Может, помнил шах, что его пытались отравить, а может, уже была любимая жена. Мавзолей самого шаха в Касимове сохранился, а вот где похоронена Сююмбике — никто не знает.
Сын Сююмбике остался при Московском дворе. Был крещен, получил имя Александр (Александр Сафагиреевич), обучался русскому языку. Но рано умер. Похоронен царевич в Архангельском соборе Московского Кремля.
В английской Википедии говорится, что прямым потомком Сююмбике был князь Феликс Юсупов. Тот самый, который участвовал в убийстве Распутина. Но, как известно, у царицы был единственный сын-наследник — Утемеш-Гирей. И он умер в 17 лет.
Чему верить — непонятно. Наверное, тому, что история — штука сложная и запутанная. И будут ее периодически запутывать и усложнять сообразно тому, что считают на данный момент целесообразным. И даже если загадки останутся — тоже ничего страшного.
Но Касимовская история на Сююмбике не заканчивается. Касимовским ханом был Симеон Бекбулатович (Семен Бекбулатович Касимовский, до крещения — Саин-Булат хан), потомок ханов Золотой Орды. А ведь формально — был он царем Российским. Правда, просидел Симеон в Москве только 11 месяцев, пугая бояр, после чего стал Князем Тверским. Точные причины этого необычного «политического маскарада» до сих пор не выяснены — идут споры. Но Симеон Бекбулатович — фигура в российской истории, безусловно, интереснейшая.
К концу XVII века род касимовских ханов начал угасать. Последняя ханша Фатьма-Султан-Сеитовна, говорят, хотела принять христианство. В силу чего и была задушена придворными. И в 1681 года город отошел в казну.
Но еще задолго до этого здесь произошла еще одна грустная «женская» история. В 1647 году царь Алексей Михайлович решил жениться и выбрал себе Евфимию (иногда пишут Афимью) Всеволожскую, дочь касимовского воеводы Федора (Рафа) Всеволожского. Именно ей 18-летний царь протянул кольцо и платок. Однако по неведомой причине на церемонии обручения Евфимия потеряла сознание. Свидетели писали, что прочие отвергнутые девицы «упоиша ее отравами». Была версия и о воспитателе царя, но суть остается: у царской избранницы якобы оказалась «падучая немочь», соответственно, и свадьба отменялась. Воеводу с семьей сослали в Сибирь, потом уже семья без воеводы вернулась в Касимов, где Евфимия («порушенная» невеста) и умерла около 1657 года. При этом всех прочих женихов она отвергла, а вот царские подарки сберегла. Эта история описана в романе Всеволода Соловьева «Касимовская невеста» (В. Соловьев — сын историка С. Соловьева и автор исторических романов).
А еще в Касимове покоится прах шута Балакирева. Балакирев Иван Алексеевич (1699−1763 годы) — придворный шут Петра Первого с нешутовской судьбой (есть замечательная пьеса Г. Горина, по которой поставлен не менее замечательный спектакль «Шут Балакирев»). Шута сильно избили батогами после того, как выяснилась его роль в любовной переписке между Екатериной (супругой Петра) и камергером Монсом. Шут был сослан, но затем прощен. Пожаловано ему было имение в Касимове (причем, бывшее ханское владение), там он и жил до своей смерти, там чудил — сохранились рассказы современников. Но где его могила — тоже неизвестно.
Есть в Касимове и русские древности, но они помоложе татарских. Самая старая в городе православная церковь — Богоявленская — было построена в 1700 году. А центральную площадь города украшает торжественный Вознесенский собор (1862 год) архитектора Воронихина. Есть и другие храмы.
Но уже к XIX веку Касимов расцвел как крупный купеческий город. Это о нем поется у Варламова в «Песне разбойника» (на стихи А. Вельтмана):
Время! веди ты коня мне любимого, Крепче держи под уздцы; Едут с товарами в путь из Касимова Муромским лесом купцы…
В городе появились пышные купеческие особняки и усадьбы (и в этих особняках тоже сейчас находят массу необычного и интересного). Говорят даже об особой архитектуре Касимова. А Торговые ряды являются одной из главных достопримечательностей.
А уже в XX веке касимовсий паренек Владимир Аксенов стал космонавтом, дважды совершившим полеты в космос. И это уже никакая не загадка и не чудо. Хотя — как сказать.