Jan Anderson, Cady Coleman и Юрий Гагарин. Нам снова есть чем гордиться?

У россиян, действительно, есть повод для гордости. И пусть он сопряжён не с сегодняшними достижениями, пусть так звёзды расположились или продумано было всё — от талантов астронавта до гастрольного графика — но факт остаётся фактом: обыкновенное чудо, которому трудно подобрать определение — довелось видеть и слышать тем, кто побывал на гастролях Jethro Tull в России в эти апрельские дни.

Концерт Jethro Tull — это само по себе чудо для тех, кто стоял в очередях за виниловым «Аквалангом», кто многие годы преданно отслеживал деятельность одного из самых фантастических музыкантов современности, кто учился его образу жизни, думал «а я бы так смог?» и до самых потаённых струн своих проникался фузом, говорящей флейтой и вежливым голосом рыжего британца. Ну разве могли мы представить лет так 25 назад, что запросто сможем купить билеты и спокойно дойти по Лиговскому до БКЗ «Октябрьский», где нам продадут майку с извечным флейтистом на одной ножке, предложат крошечный шкалик и два часа непередаваемых ощущений в виде интеллигентной возможности «потащиться»? Я не знаю, как ещё можно охарактеризовать концерт Андерсона, от которого никогда не знаешь, чего ждать, но всегда знаешь точно, что сюрпризы будут из области фантастического звука, новаторства, продвижения очередных музыкантов и — его собственных идей. И можно даже не ждать главного блюда — «Locomotive Breath», поскольку вся программа — это продуманный стиль, драйв и мастерство. Программа, во время которой команда исполняет все любимые хиты, Андерсон успевает рассказать о том, как зайчонок забежал по ошибке на участок музыканта, а тут, значит, чёрная собака хозяина, и вот родилась песня, о том, что он любит вставать рано утром, смотреть на солнце, и потому «Life Is A Long Song», о том, что Бах — это треть его творчества… При этом 63-летний музыкант не просто в форме (его главное орудие по-прежнему — флейта, и с ней он отнюдь не стоит на одном месте), он не позволяет себе надолго уходить, пить воду на сцене, утираться полотенцами и менять майки.

Концертная программа тура-2011 построена удивительно гармонично и точно. Приглашённые музыканты — симфонический оркестр из Москвы «Opus Posth». Ни одной паузы, ни одной затянутой темы — и весь вкус, все стили и ритмы традиционного арт-рок-джаз-фолк- и прочего JT — гармоничны и… именно вежливы — это особая изюминка лидера и нынешних гастролей (потому что бывало всякое). Он заряжает зал какой-то деликатной простотой — берёт не сразу, постепенно, с шармом. Но даже лихие басы с галёрки, пытающиеся сделать заказ, сходят на нет — и в моменты, когда Татьяна Гринденко настраивает скрипку, звенит тишина. Это программа для тех, кто любит искусство, кто ценит каждый свой день и видит жизнь калейдоскопом из неимоверного количества частей разноцветной мозаики. И всё здорово, кроме, пожалуй, того, что когда-нибудь рука, поворачивающая калейдоскоп, остановится. И вот тогда уже будет — космос.

Космос возник ближе к концу первой части концерта. Сверху спустился скромный белый экран. На экране возникла запись — как в новостях, когда с нами говорят космонавты. Из технической пустоты сверху приплыла флейта, а за ней — Cady Coleman, астронавт НАСА, которая сейчас находится на МКС в составе интернационального экипажа. Обосновалась у микрофона. Отчётливо по-русски произнесла речь о величии события, состоявшегося 50 лет назад, о Юрии Гагарине и о том, что… все мы едины. А затем случился дуэт — фрагмент аранжировки композиции «Bourree» всё того же Иоганна Себастьяновича и Jethro Tull — первый музыкальный дуэт между космосом и Землёй за всю историю человечества. Помимо того, что само по себе это зрелище, мягко скажем, расширяет сознание, отмечу отдельно ещё кое-что. Cady Coleman, с её торчащими вверх волосами и задорной улыбкой, очень старательно говорила по-русски. Jan Anderson, как вы понимаете, играл свою партию на русской земле. Но это ещё не всё: сама запись этого дуэта была сделана Андерсоном в канун дня Космонавтики, 11 апреля — в Перми, в день концерта. Запись для дуэта и для потомков. А сама композиция «Bourree» звучала впервые во время концертного тура JT в 1969 году, в том самом, когда Neil Armstrong и Buzz Aldrin вроде бы высадились на Луну…

С точки зрения качества концерта отзывы самые разные. Это далеко не первые гастроли у нас за последние пять лет, и кому-то не хватает драйва, кому-то стадиона, кому-то кажется, что голос, стиль и звук «уже не те». Зато финтифлюшек много. 17 вещей, из которых две — свежие. Перечислять, полагаю, смысла нет. Однако мне куда дороже Андерсон камерный, вечно фантазирующий и с вежливым отношением ко мне, чем плацебо под фанеру … ну, не стану говорить. В общем, в иных любимых случаях я предпочту диски. Впрочем…

Знаете, дело ведь не в том, что я тоже стояла в очереди за «Аквалангом». И даже не в том, что концерт Андерсона — это повод начать новую жизнь лично для меня (как обычно после встречи с харизматиками). Дело в том, что всё гениальное — просто. Ни супер-технологии, ни политические мотивы, ни манагерские изощрения не нужны были для того, чтобы взять и сделать подарок человечеству ко Дню космонавтики. Всем нам — без разбора — поклонникам золотого голоса России или Megadeth, русским, американцам, шотландцам и перуанцам. Очередной раз понять, что самое интересное, захватывающее и — для всех — делается легко.

И пусть вчерашний сорокалетний БКЗ «Октябрьский», встречавший группу с сорокалетним стажем, смутил меня количеством дядек с поредевшим и совершенно седым хайром. Даже если всех нас не будет, даже если человечество потеряет эту запись дуэта космос-Земля (может, и не потеряет, если я приложу её в комментариях), останется главное. Мы — одно целое, а всё гениальное — ПРОСТО.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: