Рубенс, «Опознание Филопемена». Слава полководца?
В Прадо есть небольшое (50×70) полотно «Опознание Филопемена» кисти Рубенса, сюжет которого взят из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.
Филопемен — греческий стратег, полководец, главнокомандующий. Плутарх пишет, что Филопемена, рано ставшего сиротой, воспитали член одной из царских семей Греции и его друзья. Это дало свои плоды, и про Филопемена говорили, что он был «последним из эллинов, потому что после него Греция не дала уже ни одного великого мужа, достойного ее».
Стратег в те времена был избираемым, и если человек получал эту должность неоднократно — это о чем-то говорит. Что обусловило такое уважение? Его умение воевать, которое он познавал не только у себя на родине: ездил учиться военному делу на Крит. Филопемен вернулся с Крита настолько прославленным, что его сразу назначили начальником конницы:
«Всадники, которых он принял от своего предшественника, являлись с плохими лошаденками, когда случался поход, или же вовсе уклонялись от походов…, все были совершенно незнакомы с делом и трусливы; власти неизменно смотрели на это сквозь пальцы…
Но Филопемен не отступил: он… старался в каждом юноше пробудить честолюбие…, устраивал учения, процессии, состязания в тех местах, где можно было рассчитывать на большое стечение зрителей.
…Филопемен в короткое время влил во всех изумительную силу и энергию и, что всего важнее, сделал всадников быстрыми и подвижными… Они достигли такого совершенства, что целый отряд легкостью перестроения напоминал одно тело, движущееся по собственной воле".
Одной из самых важных составляющих военного дела Филопемен считал дух войска. И он добивался высокой боеспособности своих воинов необычными для того времени способами:
«Уговорив молодых людей вооружиться таким образом (речь идет о замене щитов и копий — Б. Р. ), Филопемен прежде всего одушевил их надеждою, что теперь они стали непобедимы, а затем дал очень полезное направление их любви к роскоши и большим тратам. Искоренить совсем эту страсть было невозможно: с давних пор они были заражены этим… безрассудным соперничеством, любили пышные наряды, красили в пурпур покрывала…
Филопемен стал направлять их любовь к украшениям… на предметы полезные… Скоро он убедил всех урезать расходы… и употреблять деньги на то, чтобы отличаться красотой военного снаряжения. И вот можно было видеть такое зрелище: мастерские были наполнены кубками и Ферикловыми чашами, отданными в переплавку, там золотили панцири, серебрили щиты и уздечки; …у женщин в руках были шлемы и перья, которые они красили, всаднические хитоны и солдатские плащи, вышитые разными цветами.
Это увеличивало отвагу. Роскошь в подобных предметах укрепляет и возвышает дух. Так, Ахилл у Гомера при виде нового оружия, положенного близ него, как бы приходит в экстаз и горит желанием пустить его в ход.
Украсив так юношей, Филопемен велел им заниматься гимнастикой… К вооружению тело привыкало, оно начинало казаться легким; воины брали его в руки и носили с удовольствием…, хотели сражаться в нем и как можно скорее померяться силою с врагами в решительном бою. "
И далее Плутарх пишет: «Как молодой конь, неся непривычного седока, тоскует и робеет, так и ахейское войско во время сражений и опасностей под начальством другого полководца падало духом и обращало взоры к Филопемену, при одном виде его становясь сильным и смелым, благодаря вере в своего полководца…»
Важное должностное лицо, второе после главы государства, Филопемен был прост в быту и не демонстрировал свою власть. И вот однажды, по словам Плутарха, «мегарская хозяйка не узнала его, но, говорят, это произошло из-за его простоты в обращении и скромности в одежде. Узнав, что к ним идет ахейский стратег, она заспешила с обедом, а мужа ее случайно не было дома.
В это время вошел Филопемен, одетый в простой военный плащ. Хозяйка приняла его за одного из приближенных Филопемена, за посланного вперед гонца, и попросила его помочь ей в приготовлениях к обеду. Филопемен тотчас сбросил плащ и стал колоть дрова. В это время вошел хозяин и, увидев это, воскликнул: «Что это значит, Филопемен?» «Только то, — отвечал тот…, — что я плачусь за свою скверную наружность».
Рубенс по этой легенде написал небольшое полотно «Опознание Филопемена». На картине три действующих лица и роскошный натюрморт с овощами, фруктами, битой птицей… Один из персонажей — самый молодой — держит в руках топор и рубит ствол дерева. Два других — старые люди, мужчина и женщина. Старик как бы всплеснул руками, а старуха пытается удержать молодого.
Такое впечатление, что гость пришел рановато: все свалено в живописную (простите за каламбур) кучу. Здесь и голова кабана, и павлин, и фазан, и мелкая птица, полтуши барана, антилопа, ощипанные и неощипанные куры и утка. И кот, который горящими глазами смотрит на все это: «Чем бы тут поживиться?» Лук, капуста, артишоки, хрен, сельдерей, виноград, инжир, сливы, тыквы… Натюрморт занимает большую часть полотна. (Искусствоведы пишут, что картина написана вместе со Снайдерсом. )
Так что же хотел передать художник? Это вопрос номер один. Вопрос номер два: почему картина осталась в таком маленьком размере? Вопрос номер три: почему в Лувре только этюд, а в Прадо — тщательно выписанная картина?
Попробуем заглянуть в прошлое. В Испании при короле Филиппе III (1598−1621) страной управлял премьер-министр герцог Лерма, в результате политики которого богатейшее государство Европы в 1607 году разорилось. Причины: колоссальные расходы на армию, и казнокрадство, возглавляемое самим Лерма. (Впоследствии он был изобличен, попал в немилость и кончил жизнь в бесславии. )
Рубенс с 1599 года жил в Италии, у мантуанского герцога Винченцо Гонзага он получил должность придворного живописца. Рубенс не только рисовал: его личность была настолько неординарной, что Винченцо Гонзага начал давать ему дипломатические поручения. В 1603 году Рубенс едет в Испанию с подарками для короля Филиппа III и герцога Лерма.
Тогда же Рубенс пишет портрет Лерма. В этом портрете нет привычных для Рубенса красок — золотой и красной. Работа (можно предположить) написана под сильным влиянием Эль Греко или даже в подражание ему. Может быть, что это было пожелание заказчика, самого герцога Лерма.
Как бы то ни было, прочитывается стремление герцога выглядеть почти святым (даже если он не ставил никаких требований к полотну, а просто принял его в таком виде).
Судя по всему, амбиции герцога этим не ограничивались. Он хотел быть знаменитым, прославленным на века (ему это удалось отчасти и благодаря работам Рубенса, и тому, что громадное количество произведений искусства, которое он собрал, составило основу коллекции музея Прадо). И он заказывает Рубенсу полотно, которое должно связать его и знаменитого полководца Древней Греции.
В 1609 году Рубенс написал сначала этюд (тот, что хранится в Лувре), а затем закончил полотно и отослал в Мадрид. Вероятно, ему надо было получить отзыв и решение о переносе картины с маленького полотна на большое. То ли заказчику не понравился замысел, то ли исполнение, то ли возникли финансовые проблемы (Лерма уже довел Испанию до банкротства), но большая картина так и не появилась на свет (по крайней мере, она не выставлена на обозрение).
Картина в Прадо — собственность королевского двора Испании. Вероятно, она попала в музей вместе с коллекцией герцога Лерма. Этюд, видимо, оставался у Рубенса и был продан после его смерти, а потом передан в Лувр из частной коллекции Dr. Louis La Case.
Такая маленькая картина — и такое замысловатое сплетение событий, древних, далеких и близких.