Как Жозефина Уолл создала миры, в которых человек погружается в сказку?
Популярность картин Жозефины Уолл огромна, особенно среди женщин. Художница помогает смотреть на мир другими глазами, соединяет реальность и иллюзию, пробуждает воображение и вносит в жизнь взрослых людей сказочные фантазии детских снов, которые казались давно забытыми. Она и сама живет в сказке, превратив свой большой дом и окружающий его сад в место, где оживают мифы, а воздух наполнен ароматами цветов. Представляю, как радуются её внуки (их восемь от троих детей), попадая в сказочный мир, созданный любимой бабушкой.
Жозефина родилась в мае 1947 года в небольшом английском городке Фарнхэм в семье профессора-филолога. Живопись рано вошла в её жизнь, уже с четырех лет любимым занятием девочки было рисование. Она и теперь любит вспоминать, какой испытала восторг и счастье, когда в детстве ей подарили большую коробку восковых мелков. Родители поддерживали увлечение девочки живописью, которой она рано начала заниматься профессионально. Уже в 16 лет Жозефина продала свою первую картину. Согласитесь, не каждый начинающий художник может похвастаться столь успешным стартом.
Художественное образование Уолл получила в Борнмутском колледже, который окончила в 1967 году. Еще в период учебы она стала выставлять свои работы (в основном это были пейзажи) в местных галереях. Известность пришла к ней, когда она после колледжа занималась дизайном и росписью керамики, а также создавала небольшие скульптурные композиции с мифологическими существами, животными и насекомыми. Первые её работы, появившиеся на выставке в Лондоне в 1968 году, привлекли внимание публики своеобразием пластики и яркостью красок, а ведь это были всего лишь небольшие бабочки и стрекозы.
Молодая художница попробовала свои силы в дизайне, росписи одежды и обуви, создании красочных витражей и росписи по стеклу. Её работы с успехом экспонировались в Англии, а в 1974 году были представлены на выставках в Токио и Тегеране. В следующем году у Жозефины Уолл в Суиндоне прошла первая персональная выставка. Вскоре выставки стали проходить регулярно, а издательства стали заключать с Жозефиной договоры на репродуцирование её картин и издание альбомов.
К этому времени она, не отказавшись полностью от мелкой пластики и дизайна, стала писать картины, в которых реальность переплеталась с фантазией. Жозефина считает, что поворот её творчества к изображению фантастического мира был вполне закономерен, так как она с детства любила сказки, а затем увлеклась научной фантастикой и произведениями сюрреалистов. Художница любит повторять, что «фантазия дает мне возможность изобразить мир таким, каким я хотела бы его видеть».
У Жозефины давно сложился свой узнаваемый стиль живописи. Пишет она яркими акриловыми красками, предпочитая различные оттенки сиреневых, синих, зеленых и желтых цветов. Практически не использует чистый красный цвет и принципиально не пишет черным, создавая темные оттенки смешением различных цветов, чаще всего жженой умбры с ультрамарином.
Идеи своих картин Жозефина черпает из книг, кинофильмов, наблюдений за природой и собственных фантазий. Она говорит, что идеи буквально носятся в воздухе, посещая её в любое время, главное, успеть их «ухватить». Возникшие идеи художница заносит в ноутбук, который постоянно у неё под рукой, иногда делает небольшие зарисовки. Но эскизы для своих работ не создает практически никогда, предпочитая делать набросок карандашом или краской прямо на холсте, подготовленном для картины. Ей нравится писать «с чистого листа», так как в ходе работы возникают новые интересные детали, а зачастую и сам замысел картины претерпевает существенные изменения.
Уолл говорит, что любит работать не спеша, затрачивая на картину 2−3 недели (100−150 часов) и обычно не начиная новое полотно, пока не сделан последний мазок на предыдущем. При этом она руководствуется не только свободным полетом фантазии, но и скрупулезным изучением того, что собирается написать, особенно, если это сцена из древней мифологии или легенд.
В доме, который Жозефина с мужем приобрели на юге Англии в графстве Дорсет, все способствует творчеству. С холма, на котором расположен дом, открывается прекрасный вид на лес, поля и зеленые холмы, долетающий с моря ветерок разносит аромат цветущей глицинии, буквально обвивающей все здание. Жозефина говорит, что этой глицинии уже более 70 лет, поэтому и свое жилище она назвала «Дом глицинии». Работает художница в большой мастерской-студии с деревянным пирамидальным потолком и громадными французскими окнами. Из студии можно выйти на большой балкон, с которого широкая лестница ведет прямо в сад.
Жозефина считает, что художник, живущий в окружении прекрасной природы, не может не быть своеобразным каналом, по которому Мать-земля передает свою энергию людям, помогая им понять не только очарование, но и хрупкость мира, который нас окружает. Поэтому своим творчеством она стремится пробудить в людях желание «сделать все возможное, чтобы защитить нашу драгоценную и красивую планету, и излечить ущерб, который мы ей уже причинили».
Удивительные миры, созданные талантливой кистью Жозефины Уолл, уже давно радуют людей, помогая им не только насладиться красотой, но и попытаться лучше понять себя. Художница образно разделяет свои живописные работы на несколько «миров»: «Мир воздуха и воды», «Мир фей», «Мир богинь», «Сюрреальный мир». Кроме того, ею создана интересная серия «Знаки Зодиака», все картины которой она на своем сайте сопроводила очень образными описаниями. Для моего знака «Весы» в немного сокращенном переводе это выглядит так:
«Весами, единственным неодушевленным знаком Зодиака, управляет богиня любви и красоты. Современные астрологи часто рассматривают Весы как самый щедрый из знаков Зодиака, потому что ему соответствует „зенит года“, когда собирают урожай. Весы умеют восхищаться красотой, выраженной в различных формах, таких как искусство, музыка и даже люди. Весы симпатичны и умеют очаровывать, они интеллектуальны и непрерывно ищут знания и новые идеи. Настроение родившихся под признаком Весов находится в гармонии с окружающим миром, поэтому они предпочитают, чтобы мир вокруг них аккуратен и безмятежен». Даже захотелось этому соответствовать.
Жозефина Уолл создает свои картины в стиле, который обычно называют фэнтези. Естественно, что в них нет социальных мотивов, но они красивы и добры, наполнены своеобразным очарованием и дарят ощущение погружения в счастливые детские сны, они притягивают своей необычностью и их интересно рассматривать. Да что там говорить, при всей своей любви к классической живописи, её картину я бы с удовольствием повесил на стену. .