О начале вселенной исходя из законов логики

О НАЧАЛЕ ВСЕЛЕННОЙ ИСХОДЯ ИЗ ЗАКОНОВ ЛОГИКИ Основные законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания), а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия, законы деления и т.д. не только общепризнанны, но и универсальны – они распространяются на все сферы бытия. Но среди этих законов нет закона о причинности, т.е. утверждения о том, что все в этом мире является следствием, которое обязательно имеет свою причину. Хотя по отношению к физическим явлениям это утверждение как бы тоже универсально и общепризнанно. Однако следует отметить, что, несмотря на свою общепризнанность, утверждение о детерминированности всего физического всегда вызывало сомнение только по одному вопросу, который касается изначальности и вечности мира. По этому поводу примечательны следующие слова английского математика и философа Бертрана Рассела (1872-1970), отдельные взгляды которого трудно считать бесспорными: «Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения»(1). Эти слова Б. Рассела сказаны относительно онтологического доказательства бытия Бога, который основывается на признание Бога в качестве первопричины мира. Однако, по нашему мнению, этот взгляд Б. Рассела и подобные идеи большого количества мыслящих ученых, скорее всего, основаны на принцип «экономии мышления»(2), а не на серьезное обсуждение вечных вопросов. Наглядным примером этому могут служить слова Б. Рассела, который, вслед за вышеупомянутым своим утверждением пишет: «Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины»(3). Здесь ясно, что Б. Рассел действует известным образом: если передо мной альтернатива - экономия мышления или Бог, мне разумнее выбрать экономию мышления. Продолжая суждения по этой теме, необходимо также отметить, что, тот же Б. Рассел, ведя речь о способах доказательства бытия Бога, отмечает: «Пожалуй, проще и легче всего разобраться в аргументе первопричины. Приверженцы христианства утверждают, что все, что мы видим в этом мире, имеет причину; идя по причинной цепи все дальше и дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, и этой-то первопричине вы и присваиваете имя Бога. По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чем же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чем-нибудь другом»(4). Здесь опять же наблюдается применение принципа «экономии мышления», но на этот раз к нему прибегает не сам Б. Рассел, а его герой. По нашему мнению, во-первых, если не действовать согласно принципам «экономии мышления», а смотреть факты в лицо, придется признать существование еще одного основного закона логики, а именно: «Все физическое имеет свое начало». Во-вторых, с нашей точки зрения, если действовать по принципу «экономии мышления», с течением времени, когда наука будет продвигаться все дальше и дальше вперед, придется, сложа руки, объявить о наступлении границ познавательных возможностей человека, и тем самым признать гносеологическое поражение человечества. А чтобы не допустить этого, не опасаясь, как индус, упомянутый Б. Расселом, необходимо человеку спокойно размышлять и поговорить обо всем, в том числе и о начале Вселенной. Прежде чем затронуть вопрос о начале Вселенной, еще хотелось бы привести две цитаты из священных писаний христианства и ислама, следуя хронологию снипослания этих слов: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Библия); «Аллах - свет небес и земли» (Коран. 24:35). В этих указаниях ясно видно, что в понимании начала всего существующего эти две мировые религии идут впереди всех и, в качестве такого начала, в какой-та мере, признают свет. С рассмотрения этого начала, и мы постараемся логически обосновать некоторые гипотезы относительно происхождения Вселенной. Следует отметить, что для определения начала Вселенной исходя из законов логики, нужно также оговорить следующее о свете и других основных понятиях, касающихся данной темы: Во-первых, логика вещей доказывает, что свет предшествует тьмы, ибо тьма это есть отсутствие света, и, соответственно, пока не будет света, не будет и тьмы. С другой стороны, наличие света всегда означает наличие тепла. Поэтому горячая модель происхождения Вселенной в рамках законов логики более приемлема, нежели альтернативная ею холодная модель. Во-вторых, когда речь идет об этапах происхождения Вселенной, обычно упоминается три этапа ее эволюции в следующей последовательности: 1) физическая эволюция; 2) химическая эволюция (включающая в себя предхимическую или физико-химическую эволюцию); 3) биологическая эволюция (включающая в себя предбиологическую или биохимическую эволюцию). Однако при такой логике требуется признать существование и предфизической эволюции Вселенной. На самом деле, сингулярность (первоначально существовавшее плотное и горячее космическое состояние, однородная и изотропная среда с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением), которая рассматривается современной космологии в качестве начала мира, относится к физической эволюции Вселенной. Но что же было до сингулярности? Другими словами, каково было предфизическое (которого условно назовем тофизическим(5)) состояние бытия? Вот это и есть основной вопрос, ответ на который должно дать моделирование происхождения Вселенной в рамках законов логики, и именно этой стороне поставленного вопроса, т.е. тофизической эволюции, должно, с нашей точки зрения, больше уделяться внимание в современной науке. А может быть, в связи с этим есть смысл, даже обосновать отдельную сферу знаний – тофизику, которая будет заниматься вопросами предфизического сотояния бытия, т.е. проблемами, имеющими место между нефизическим и физическим состоянием бытия? Как известно, британский астрофизик и теоретик Стивен Хокинг также недавно заявил, что «современная наука находится в преддверии революции, когда будет создана единая теория, объясняющая все фундаментальные основы физического мира и бытия. При этом, по мнению Хокинга, открытие будет сделано в рамках М-теории, которая предполагает наличие параллельных миров и многочисленных физических сил, неизвестных еще современной науке»(6). В-третьих, если предположить, что вначале существовало что-то материальное, то придется задаваться вопросом: откуда появилась материя, из которой произошло это материальное, а дальше - откуда появилась материя этой материи, и так до бесконечности. В таком случае нет смысла говорить о начале Вселенной. Но начало имеет все физическое, и по этой причине логика вещей показывает, что до приобретения Вселенной материальной формы, в ее начале существовало другое состояние бытия, суть которого пока для физики неясна. По этой причине по данной проблеме на современном этапе развития космологии можно лишь построить не физические, а логические модели, подобно той, которая нами принята ниже. Предположим, что в тофизическом состоянии бытия, в начале существовал некий источник, представлявший собой не материю, а силу, которая, была источником самой себя, и которую условно можно было бы назвать Х-силой. От нее, гипотетически, как от энергии исходило тепло, и, соответственно, свет, имманентный своему источнику (в смысле связанный со своим источником) и двигающийся, согласно внутренним своим закономерностям, со своей скоростью. Начало движения света должно было стать причиной возникновения пространства, которое неизбежно стало бы расширяться вместе с движением света. В расширяющемся свете могли появиться протофизические силы - электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия. Затем под воздействием очень высокой температуры (превышающей определенные критические значения) тепла, которым был наделен свет, могло стать возможным синтез указанных взаимодействий. Вследствие этого электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия объединяясь, на пределе могли сойти к одному единственному «протовзаимодействию», которое сейчас в науке называется «Великим синтезом»(7). Объединенная сила электромагнитного, слабого, сильного и гравитационного взаимодействия («Великий синтез»), которая перестала быть протофизической силой и стала физической, могла сделать свет, исходящего от Х-силы, трансцендентным по отношению к своему источнику (имеется ввиду несвязанный со своим источником) и изменить его - свет после этого мог бы принять свойства материи. С этого момента, можно предположить, что заканчивается тофизическая эволюция Вселенной, которая могла занять доли секунды, и начинается ее физическая эволюция, которая в основных деталях в современной науке описана и ниже нами вкратце охарактеризована. В начале физической эволюции Вселенной свет в первоначальной своей материальной форме, находился в состоянии сингулярности, и с того момента, когда стал трансцендентным и прервалась его связь с источником, сжался в противоположном направлении с той же своей скоростью. В конце, уплотнившийся до одной точки, более 15 миллиардов лет тому назад свет взорвался. В результате этого «Большого Взрыва» электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия вновь разъединились, и вместо первоначального света возникло реликтовое излучение, которое также расширялось, двигаясь со скоростью света уже в первоначальном своем направлении. Из этого излучения возникла кварк-глюонная плазма, которая стала первым строительным материалом Вселенной. По прошествии времени стал возможен фазовый переход кварк-глюонной плазмы - бариогенезис. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы - такие, как протоны и нейтроны. Дальнейшее падение температуры привело к образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. Из них образовались первые звезды, протогалактики, галактики, среди которых в том числе была и наша планета Земля. В дальнейшем из элементарных частиц в небесных сферах образовались простейшие составные части (элементы), которые стали началом химической эволюции Вселенной. Эти элементы на Земле (и может быть в других небесных сферах) дали первые химические соединения – карбиды, которые, соединяясь с водяными парами, привели к происхождению углеводородов, а затем - к возникновению водородных и кислородных соединений. В ходе дальнейшей эволюции появились коллоидальные растворы, из которых выпали растворенные вещества в виде осадка, студня или геля. Эта гель, которая распалась на куски, имела способность к поглощению и питалась растворимыми органическими веществами. Но эти вещества кончились, и осталось для кусков гели два пути – или поедать своих товарищей, или создать аппарат для питания неорганическими веществами. В результате только те куски, которые «пошли по одному из указанных путей, смогли сохранить себя для дальнейшей жизни. Развиваясь и совершенствуясь дальше, они дали, наконец, те формы (простейшие – Х.З.) организмов, которые мы наблюдаем и в настоящее время»(8). Возникновение этих простейших организмов стало началом биологической эволюции Вселенной и возникновения жизни в ней.
Итак, можно констатировать, что Вселенная имеет понятное начало физической эволюции. Но имеет ли она физического своего конца? По этому поводу необходимо отметить, что образовавшаяся в течение длительной эволюции Вселенная ныне со всеми своими живыми и неживыми формами бытия, как и в самом начале ее образования, расширяется со скоростью света. Это расширение, исходя из законов логики, может продолжаться до полного ее превращения в состояние сингулярного света, которое было в самом начале физической эволюции Вселенной. Далее круг может замкнуться: полностью расширенный свет опять сжимается, уплотняется и вновь происходит «Большой Взрыв». Но логически можно предположить и такой сценарий, согласно которому свет может воссоединиться со своим первоисточником - Х-силой. Иными словами, в обоих сценариях Вселенная пульсирует бесконечное число раз, который вполне приемлема с точки зрения логики. Здесь необходимо отметить, что на основе вышеописанной картины происхождения Вселенной возникает вопрос только о самом первоисточнике - Х-силе. Откуда появилась она сама? Но, если принять утверждение Стивена Хокинга о том, что таковой силой была всемирное тяготение («Согласно закону всемирного тяготения, Вселенная могла и должна была появиться из ничего. Спонтанное создание – это именно та причина, по которой вместо пустоты возникает нечто. Это причина существования Вселенной, причина нашего существования(9)»), то придется задаваться вопросом: откуда появилось само всемирное тяготение, под воздействием которого в дальнейшем спонтанно из ничего произошло все материальное? И так придется продолжить вопросы о начале Вселенной опять же до бесконечности. По вышеуказанной причине необходимо констатировать, что поскольку первоисточник - Х-сила есть не-материя, постольку ее суть непостижима физической наукой, а в религиозных учениях в целях «экономии мышления» эта сила называется Богом. Исходя из законов логики же, пока можно предположить, что Х-сила была тофизическим источником первоначального света, который являлся имманентным по отношению к ней, но, став трансцендентным, свет лишил нас возможности понять суть его первоисточника. Именно поэтому трудно согласиться со Стивеном Хокингом о том, что «для того чтобы поджечь запал и запустить Вселенную, не обязательно нужен Бог(10)», хотя можно поддержать его мысли о том, что в мире наличествуют многочисленные силы, неизвестные еще современной науке. Однако именно по этой же причине придется утверждать, что Вселенная имеет свое тофизическое начало, суть которого предстоит науке исследовать. Цитаты: 1. Рассел Б. Почему я не христианин. -М.,1987.- С. 97-98. 2. Как известно, согласно Эрнсту Маху (1838-1916) научные понятия и законы имеют мало общего с теми явлениями, к которым они относятся и представляют собой продукты ума, созданные для удовлетворения потребностей познающего субъекта. 3. Рассел Б. Почему я не христианин. – С. 98. 4. Там же. – С. 98. 5. Тофизика – тадж. «то» - до, дофизическое. 6. Извлечено из Интернета. 7. Извлечено из Интернета. 8. Опарин А.И. Происхождение жизни. - Тбилиси, 1974.- С.44. 9. Извлечено из Интернета. 10. Извлечено из Интернета.
Зиё Нур, доктор философских наук, профессор



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: