О начале вселенной исходя из законов логики
О НАЧАЛЕ ВСЕЛЕННОЙ ИСХОДЯ ИЗ ЗАКОНОВ ЛОГИКИ Основные законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания), а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия, законы деления и т.д. не только общепризнанны, но и универсальны – они распространяются на все сферы бытия. Но среди этих законов нет закона о причинности, т.е. утверждения о том, что все в этом мире является следствием, которое обязательно имеет свою причину. Хотя по отношению к физическим явлениям это утверждение как бы тоже универсально и общепризнанно. Однако следует отметить, что, несмотря на свою общепризнанность, утверждение о детерминированности всего физического всегда вызывало сомнение только по одному вопросу, который касается изначальности и вечности мира. По этому поводу примечательны следующие слова английского математика и философа Бертрана Рассела (1872-1970), отдельные взгляды которого трудно считать бесспорными: «Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения»(1). Эти слова Б. Рассела сказаны относительно онтологического доказательства бытия Бога, который основывается на признание Бога в качестве первопричины мира. Однако, по нашему мнению, этот взгляд Б. Рассела и подобные идеи большого количества мыслящих ученых, скорее всего, основаны на принцип «экономии мышления»(2), а не на серьезное обсуждение вечных вопросов. Наглядным примером этому могут служить слова Б. Рассела, который, вслед за вышеупомянутым своим утверждением пишет: «Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины»(3). Здесь ясно, что Б. Рассел действует известным образом: если передо мной альтернатива - экономия мышления или Бог, мне разумнее выбрать экономию мышления. Продолжая суждения по этой теме, необходимо также отметить, что, тот же Б. Рассел, ведя речь о способах доказательства бытия Бога, отмечает: «Пожалуй, проще и легче всего разобраться в аргументе первопричины. Приверженцы христианства утверждают, что все, что мы видим в этом мире, имеет причину; идя по причинной цепи все дальше и дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, и этой-то первопричине вы и присваиваете имя Бога. По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чем же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чем-нибудь другом»(4). Здесь опять же наблюдается применение принципа «экономии мышления», но на этот раз к нему прибегает не сам Б. Рассел, а его герой. По нашему мнению, во-первых, если не действовать согласно принципам «экономии мышления», а смотреть факты в лицо, придется признать существование еще одного основного закона логики, а именно: «Все физическое имеет свое начало». Во-вторых, с нашей точки зрения, если действовать по принципу «экономии мышления», с течением времени, когда наука будет продвигаться все дальше и дальше вперед, придется, сложа руки, объявить о наступлении границ познавательных возможностей человека, и тем самым признать гносеологическое поражение человечества. А чтобы не допустить этого, не опасаясь, как индус, упомянутый Б. Расселом, необходимо человеку спокойно размышлять и поговорить обо всем, в том числе и о начале Вселенной. Прежде чем затронуть вопрос о начале Вселенной, еще хотелось бы привести две цитаты из священных писаний христианства и ислама, следуя хронологию снипослания этих слов: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Библия); «Аллах - свет небес и земли» (Коран. 24:35). В этих указаниях ясно видно, что в понимании начала всего существующего эти две мировые религии идут впереди всех и, в качестве такого начала, в какой-та мере, признают свет. С рассмотрения этого начала, и мы постараемся логически обосновать некоторые гипотезы относительно происхождения Вселенной. Следует отметить, что для определения начала Вселенной исходя из законов логики, нужно также оговорить следующее о свете и других основных понятиях, касающихся данной темы: Во-первых, логика вещей доказывает, что свет предшествует тьмы, ибо тьма это есть отсутствие света, и, соответственно, пока не будет света, не будет и тьмы. С другой стороны, наличие света всегда означает наличие тепла. Поэтому горячая модель происхождения Вселенной в рамках законов логики более приемлема, нежели альтернативная ею холодная модель. Во-вторых, когда речь идет об этапах происхождения Вселенной, обычно упоминается три этапа ее эволюции в следующей последовательности: 1) физическая эволюция; 2) химическая эволюция (включающая в себя предхимическую или физико-химическую эволюцию); 3) биологическая эволюция (включающая в себя предбиологическую или биохимическую эволюцию). Однако при такой логике требуется признать существование и предфизической эволюции Вселенной. На самом деле, сингулярность (первоначально существовавшее плотное и горячее космическое состояние, однородная и изотропная среда с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением), которая рассматривается современной космологии в качестве начала мира, относится к физической эволюции Вселенной. Но что же было до сингулярности? Другими словами, каково было предфизическое (которого условно назовем тофизическим(5)) состояние бытия? Вот это и есть основной вопрос, ответ на который должно дать моделирование происхождения Вселенной в рамках законов логики, и именно этой стороне поставленного вопроса, т.е. тофизической эволюции, должно, с нашей точки зрения, больше уделяться внимание в современной науке. А может быть, в связи с этим есть смысл, даже обосновать отдельную сферу знаний – тофизику, которая будет заниматься вопросами предфизического сотояния бытия, т.е. проблемами, имеющими место между нефизическим и физическим состоянием бытия? Как известно, британский астрофизик и теоретик Стивен Хокинг также недавно заявил, что «современная наука находится в преддверии революции, когда будет создана единая теория, объясняющая все фундаментальные основы физического мира и бытия. При этом, по мнению Хокинга, открытие будет сделано в рамках М-теории, которая предполагает наличие параллельных миров и многочисленных физических сил, неизвестных еще современной науке»(6). В-третьих, если предположить, что вначале существовало что-то материальное, то придется задаваться вопросом: откуда появилась материя, из которой произошло это материальное, а дальше - откуда появилась материя этой материи, и так до бесконечности. В таком случае нет смысла говорить о начале Вселенной. Но начало имеет все физическое, и по этой причине логика вещей показывает, что до приобретения Вселенной материальной формы, в ее начале существовало другое состояние бытия, суть которого пока для физики неясна. По этой причине по данной проблеме на современном этапе развития космологии можно лишь построить не физические, а логические модели, подобно той, которая нами принята ниже. Предположим, что в тофизическом состоянии бытия, в начале существовал некий источник, представлявший собой не материю, а силу, которая, была источником самой себя, и которую условно можно было бы назвать Х-силой. От нее, гипотетически, как от энергии исходило тепло, и, соответственно, свет, имманентный своему источнику (в смысле связанный со своим источником) и двигающийся, согласно внутренним своим закономерностям, со своей скоростью. Начало движения света должно было стать причиной возникновения пространства, которое неизбежно стало бы расширяться вместе с движением света. В расширяющемся свете могли появиться протофизические силы - электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия. Затем под воздействием очень высокой температуры (превышающей определенные критические значения) тепла, которым был наделен свет, могло стать возможным синтез указанных взаимодействий. Вследствие этого электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия объединяясь, на пределе могли сойти к одному единственному «протовзаимодействию», которое сейчас в науке называется «Великим синтезом»(7). Объединенная сила электромагнитного, слабого, сильного и гравитационного взаимодействия («Великий синтез»), которая перестала быть протофизической силой и стала физической, могла сделать свет, исходящего от Х-силы, трансцендентным по отношению к своему источнику (имеется ввиду несвязанный со своим источником) и изменить его - свет после этого мог бы принять свойства материи. С этого момента, можно предположить, что заканчивается тофизическая эволюция Вселенной, которая могла занять доли секунды, и начинается ее физическая эволюция, которая в основных деталях в современной науке описана и ниже нами вкратце охарактеризована. В начале физической эволюции Вселенной свет в первоначальной своей материальной форме, находился в состоянии сингулярности, и с того момента, когда стал трансцендентным и прервалась его связь с источником, сжался в противоположном направлении с той же своей скоростью. В конце, уплотнившийся до одной точки, более 15 миллиардов лет тому назад свет взорвался. В результате этого «Большого Взрыва» электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное взаимодействия вновь разъединились, и вместо первоначального света возникло реликтовое излучение, которое также расширялось, двигаясь со скоростью света уже в первоначальном своем направлении. Из этого излучения возникла кварк-глюонная плазма, которая стала первым строительным материалом Вселенной. По прошествии времени стал возможен фазовый переход кварк-глюонной плазмы - бариогенезис. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы - такие, как протоны и нейтроны. Дальнейшее падение температуры привело к образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. Из них образовались первые звезды, протогалактики, галактики, среди которых в том числе была и наша планета Земля. В дальнейшем из элементарных частиц в небесных сферах образовались простейшие составные части (элементы), которые стали началом химической эволюции Вселенной. Эти элементы на Земле (и может быть в других небесных сферах) дали первые химические соединения – карбиды, которые, соединяясь с водяными парами, привели к происхождению углеводородов, а затем - к возникновению водородных и кислородных соединений. В ходе дальнейшей эволюции появились коллоидальные растворы, из которых выпали растворенные вещества в виде осадка, студня или геля. Эта гель, которая распалась на куски, имела способность к поглощению и питалась растворимыми органическими веществами. Но эти вещества кончились, и осталось для кусков гели два пути – или поедать своих товарищей, или создать аппарат для питания неорганическими веществами. В результате только те куски, которые «пошли по одному из указанных путей, смогли сохранить себя для дальнейшей жизни. Развиваясь и совершенствуясь дальше, они дали, наконец, те формы (простейшие – Х.З.) организмов, которые мы наблюдаем и в настоящее время»(8). Возникновение этих простейших организмов стало началом биологической эволюции Вселенной и возникновения жизни в ней.
Итак, можно констатировать, что Вселенная имеет понятное начало физической эволюции. Но имеет ли она физического своего конца? По этому поводу необходимо отметить, что образовавшаяся в течение длительной эволюции Вселенная ныне со всеми своими живыми и неживыми формами бытия, как и в самом начале ее образования, расширяется со скоростью света. Это расширение, исходя из законов логики, может продолжаться до полного ее превращения в состояние сингулярного света, которое было в самом начале физической эволюции Вселенной. Далее круг может замкнуться: полностью расширенный свет опять сжимается, уплотняется и вновь происходит «Большой Взрыв». Но логически можно предположить и такой сценарий, согласно которому свет может воссоединиться со своим первоисточником - Х-силой. Иными словами, в обоих сценариях Вселенная пульсирует бесконечное число раз, который вполне приемлема с точки зрения логики. Здесь необходимо отметить, что на основе вышеописанной картины происхождения Вселенной возникает вопрос только о самом первоисточнике - Х-силе. Откуда появилась она сама? Но, если принять утверждение Стивена Хокинга о том, что таковой силой была всемирное тяготение («Согласно закону всемирного тяготения, Вселенная могла и должна была появиться из ничего. Спонтанное создание – это именно та причина, по которой вместо пустоты возникает нечто. Это причина существования Вселенной, причина нашего существования(9)»), то придется задаваться вопросом: откуда появилось само всемирное тяготение, под воздействием которого в дальнейшем спонтанно из ничего произошло все материальное? И так придется продолжить вопросы о начале Вселенной опять же до бесконечности. По вышеуказанной причине необходимо констатировать, что поскольку первоисточник - Х-сила есть не-материя, постольку ее суть непостижима физической наукой, а в религиозных учениях в целях «экономии мышления» эта сила называется Богом. Исходя из законов логики же, пока можно предположить, что Х-сила была тофизическим источником первоначального света, который являлся имманентным по отношению к ней, но, став трансцендентным, свет лишил нас возможности понять суть его первоисточника. Именно поэтому трудно согласиться со Стивеном Хокингом о том, что «для того чтобы поджечь запал и запустить Вселенную, не обязательно нужен Бог(10)», хотя можно поддержать его мысли о том, что в мире наличествуют многочисленные силы, неизвестные еще современной науке. Однако именно по этой же причине придется утверждать, что Вселенная имеет свое тофизическое начало, суть которого предстоит науке исследовать. Цитаты: 1. Рассел Б. Почему я не христианин. -М.,1987.- С. 97-98. 2. Как известно, согласно Эрнсту Маху (1838-1916) научные понятия и законы имеют мало общего с теми явлениями, к которым они относятся и представляют собой продукты ума, созданные для удовлетворения потребностей познающего субъекта. 3. Рассел Б. Почему я не христианин. – С. 98. 4. Там же. – С. 98. 5. Тофизика – тадж. «то» - до, дофизическое. 6. Извлечено из Интернета. 7. Извлечено из Интернета. 8. Опарин А.И. Происхождение жизни. - Тбилиси, 1974.- С.44. 9. Извлечено из Интернета. 10. Извлечено из Интернета.
Зиё Нур, доктор философских наук, профессор
Итак, можно констатировать, что Вселенная имеет понятное начало физической эволюции. Но имеет ли она физического своего конца? По этому поводу необходимо отметить, что образовавшаяся в течение длительной эволюции Вселенная ныне со всеми своими живыми и неживыми формами бытия, как и в самом начале ее образования, расширяется со скоростью света. Это расширение, исходя из законов логики, может продолжаться до полного ее превращения в состояние сингулярного света, которое было в самом начале физической эволюции Вселенной. Далее круг может замкнуться: полностью расширенный свет опять сжимается, уплотняется и вновь происходит «Большой Взрыв». Но логически можно предположить и такой сценарий, согласно которому свет может воссоединиться со своим первоисточником - Х-силой. Иными словами, в обоих сценариях Вселенная пульсирует бесконечное число раз, который вполне приемлема с точки зрения логики. Здесь необходимо отметить, что на основе вышеописанной картины происхождения Вселенной возникает вопрос только о самом первоисточнике - Х-силе. Откуда появилась она сама? Но, если принять утверждение Стивена Хокинга о том, что таковой силой была всемирное тяготение («Согласно закону всемирного тяготения, Вселенная могла и должна была появиться из ничего. Спонтанное создание – это именно та причина, по которой вместо пустоты возникает нечто. Это причина существования Вселенной, причина нашего существования(9)»), то придется задаваться вопросом: откуда появилось само всемирное тяготение, под воздействием которого в дальнейшем спонтанно из ничего произошло все материальное? И так придется продолжить вопросы о начале Вселенной опять же до бесконечности. По вышеуказанной причине необходимо констатировать, что поскольку первоисточник - Х-сила есть не-материя, постольку ее суть непостижима физической наукой, а в религиозных учениях в целях «экономии мышления» эта сила называется Богом. Исходя из законов логики же, пока можно предположить, что Х-сила была тофизическим источником первоначального света, который являлся имманентным по отношению к ней, но, став трансцендентным, свет лишил нас возможности понять суть его первоисточника. Именно поэтому трудно согласиться со Стивеном Хокингом о том, что «для того чтобы поджечь запал и запустить Вселенную, не обязательно нужен Бог(10)», хотя можно поддержать его мысли о том, что в мире наличествуют многочисленные силы, неизвестные еще современной науке. Однако именно по этой же причине придется утверждать, что Вселенная имеет свое тофизическое начало, суть которого предстоит науке исследовать. Цитаты: 1. Рассел Б. Почему я не христианин. -М.,1987.- С. 97-98. 2. Как известно, согласно Эрнсту Маху (1838-1916) научные понятия и законы имеют мало общего с теми явлениями, к которым они относятся и представляют собой продукты ума, созданные для удовлетворения потребностей познающего субъекта. 3. Рассел Б. Почему я не христианин. – С. 98. 4. Там же. – С. 98. 5. Тофизика – тадж. «то» - до, дофизическое. 6. Извлечено из Интернета. 7. Извлечено из Интернета. 8. Опарин А.И. Происхождение жизни. - Тбилиси, 1974.- С.44. 9. Извлечено из Интернета. 10. Извлечено из Интернета.
Зиё Нур, доктор философских наук, профессор
Отзывы и комментарии